Буддизм тхеравады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Практические вопросы » Джханы в буддийской практике


Джханы в буддийской практике

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Что такое джхана?

Стандартное описание четырех джхан в суттах [открыть спойлер]

Четыре джханы

Первая джхана

Отбросив эти пять помех, изъянов ума, которые ослабляют мудрость, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.

Он делает восторг и счастье, что возникли из-за [этой] отстранённости, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости.

Подобно тому, как умелый банщик или ученик банщика насыпал бы банный порошок в железный таз и, постепенно опрыскивая его водой, замешивал бы его, пока влага не пропитала бы [этот] его ком банного порошка, не промочила его внутри и снаружи, но, всё же, сам [этот] ком не сочился бы [от воды] – то точно также монах делает восторг и счастье, что возникли из-за [этой] отстранённости, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости.

Вторая джхана

Далее, монахи, с угасанием направления и удержания [ума на объекте], монах входит и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, которые возникли посредством сосредоточения.

Он делает восторг и счастье, что возникли посредством сосредоточения, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли посредством сосредоточения.

Подобно озеру, чьи воды били бы ключами на дне, не имеющем притока с востока, запада, севера или юга. Озеро не пополнялось бы время от времени проливным дождём. И тогда прохладные источники, бьющие [на дне] озера, сделали бы так, что прохладная вода промачивала, пропитывала, заполняла, распространялась бы в озере, так что не было бы ни единой части во всём озере, которая не была бы пропитана прохладной водой.

Точно также, монах делает восторг и счастье, что возникли посредством сосредоточения, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли посредством сосредоточения.

Третья джхана

Далее, монахи, с угасанием восторга монах пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии».

Он делает счастье, отделённое от восторга, промачивающим, пропитывающим, заполняющим, распространяющимся по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана счастьем, отделённым от восторга.

Подобно тому, как в озере с голубыми или с красными или с белыми лотосами, некоторые лотосы, которые родились и выросли в воде, расцветают, будучи погружёнными в воду, так и не взойдя над поверхностью воды, а прохладные воды промачивают, пропитывают, заполняют, распространяются от их кончиков до их корней – то точно также, монах делает счастье, отделённое от восторга, промачивающим, пропитывающим, заполняющим, распространяющимся по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана счастьем, отделённым от восторга.

Четвёртая джхана

Далее, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, монах входит и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.

Он сидит, пропитывая это тело чистым ярким умом, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана чистым и ярким умом.

Подобно сидящему человеку, укрытому с ног до головы белой тканью так, что не было бы ни одной части его тела, не пропитанной белой тканью – то точно также, монах сидит, пропитывая это тело чистым ярким умом, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана чистым ярким умом.

>>Прочитай меня<<

Сразу хотелось бы отметить, что джханы (глубокие формы самадхи) в буддизме, в отличии от некоторых других учений, используются для практики сатипаттханы (четырехчастной осознанности), реализации ньян (сверхчеловеческих знаний) и арийских плодов, а не для наслаждения их приятными эффектами.

Если предварительные условия соблюдены: достаточно развиты правильные воззрения, правильные поведение, речь и образ жизни, ум приведен в здоровое состояние практикой четырехчастных усилий и очищен от грубых омрачений, то у человека появляется желание отвернуться от мира, от его приманок (чувственных удовольствий, страстей) и проблем (злобы, жажды, невежества, ревности, зависти и т.д.), развить контроль органов чувств и сосредоточение ума. Это подходящий момент, что-бы оставить мирское и всерьез заняться практикой медитации.

Практик уединяется, принимает удобную позу, в которой без проблем может пробыть несколько часов, приводит свой ум и тело в умиротворенное состояние через созерцание дыхания, или используя другой основной объект созерцания.

Затем он созерцает свое тело и телесное состояние в текущий момент времени, до той глубины, что возможна на данный момент. На этом этапе уже можно до определенной степени замечать непостоянство, страдательность, безличность тела.

Далее, он смотрит, какое чувство присутствует: приятное, неприятное или нейтральное.

Далее, практик оценивает свое общее состояние ума, смотрит какие благие и неблагие факторы присутствуют, понимая на каком уровне духовного развития он находится.

Далее, практик проверяет ум на наличие помех: жажды чувственные удовольствий, недоброжелательности, лени и апатии, неугомонности и сожалений, сомнений, страха, чрезмерной концентрации (напряжения) или, напротив, рассеянности ума, снижения осознанности.

Если помехи присутствуют, то практик приступает к медитациям-противоядиям против конкретных помех. Например, к практике метты – против недоброжелательности; к созерцанию непривлекательности тела и его частей, а также к кладбищенским созерцаниям трупов на разной стадии разложения – против жажды чувственных удовольствий; размышлению о смерти и краткости человеческой жизни – против лени; размышлению о Трех Драгоценностях – против страха и сомнений; размышлению о нравственных поступках – против сожалений; созерцанию света – против сонливости и апатии, и т.д. Если же помехи отсутствуют, то практик возвращается к практике с основным объектом медитации и происходит развитие факторов первой джханы. Тут важно понимать, что этап преодоления помех может занимать годы или десятилетия усердной практики, даже у монахов, строго соблюдающих правила Винаи. При обычном ритме мирской жизни, без оставления жажды чувственных удовольствий и при наличии множества беспокойств - джхан достичь невозможно.

Когда практик реализует вхождение в это состояние, то далее, с кристальной осознанностью джханы (по сравнению с которой, наша обычная осознанность, подобна мутному сну), он приступает к созерцанию пяти кхандх, шести сфер и трех характеристик присущих им (непостоянства, страдательности, безличности), их опасности и спасения от опасности, семи факторов Пробуждения и Четырех Истин Арьев, что собственно и является випассаной (прозрением). Если человек очистил ум, оставил все помехи и научился входить в джхану, то он может входить в нее довольно быстро по желанию, в т.ч. сразу после подготовки (умиротворения тела и ума).

Также в джхане можно стремиться к прогрессу, собственно в глубине умиротворения ума. Так, с оставлением более грубых умственных состояний (среди утонченных - факторов джханы), достигаются последующие джханы, вплоть до четвертой, характеризующейся полнейшей невозмутимостью. Во всех джханах нужно сохранять устремление к знанию и видению, что ведут к арийским плодам, а не залипать на безмятежности. Джхана – используется в буддизме, как инструмент пристального созерцания, подобно микроскопу или телескопу у ученых. С джханой, каждая из четырех сатипаттхан, дает на порядок более глубокое видение.

Всем, интересующимся практикой развития ума (бхаваной), рекомендую ознакомится с общей картиной последовательности практики: 1. Правильная последовательность буддийской практики; 2. http://theravada.ru/Teaching/Works/mode … i-1-sv.htm чтобы оценить свое положение в текущий момент времени и ясно видеть предстоящий Путь.

Сутты по практике медитации:

Четыре основы осознанности: Сатипаттхана сутта (МН 10) http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/ … tta-sv.htm
https://dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm

Четыре основы осознанности: Махасатипатхана сутта (ДН 22) https://dhamma.ru/canon/dn/dn22.htm

Осознанность к дыханию: Анапанасати сутта (МН 118) http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/ … tta-sv.htm
https://dhamma.ru/canon/mn/mn118.htm

Пять методов работы с неблагими мыслями: Витаккасантхана сутта (МН 20) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm

Девять восприятий, которые необходимо развивать + осознанность к дыханию: Гиримананда сутта (АН 10.60) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm

Еще восприятия: Дутия саннья сутта (АН 7.49) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm

Осознанность к смерти: Дутия маранасати сутта (АН 8.74) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm

Шесть памятований (ануссати): Маханама сутта (АН 6.10) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm

Восхваление взращивания доброжелательности: Метта бхавана сутта (Ити 1.27) http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/ … _27-sv.htm

2

Не устаю повторять, что одними лишь сидениями и втыканиями в объект, джханы не достигаются - это 100% ошибочный путь. Джхана развивается, через полное отречение от чувственных удовольствий и неблагих умственных состояний. И не только сексуальное желание должно быть оставлено, но и любое чувственное желание, как то, например желание вкусной пищи, или желание развлечений, или желание слушать музыку и наслаждаться красивыми образами. Также полностью должны быть устранены другие помехи, такие как лень и апатия, сомнения и страх, полностью ум от них должен быть очищен, даже капли недоброжелательности не должно больше возникать в уме, килесы доса и рага должны быть полностью подавлены, и вот тогда начинают возникать (по причине подавления килес и исчезновении помех) джхановые факторы: например восторг от ощущения свободы от любой чувственности и т.д., происходит вхождение в первую джхану.

А у рандомных людей, вырвавшихся из мирской суеты на 10 дней, или вообще пытающихся что-то высидеть в мирской жизни, не избавившись от недоброжелательности, чувственных желаний и других помех - никаких джхан не может быть. Всякие психические спецэффекты, описываемые на различных форумах - не имеют к джханам никакого отношения. Проще простого понять, что у человека нет никаких джхан. Если он все еще пользуется интернетом, а следовательно привязан к социуму и развлечениям, пребывает в мирской суете, болтает на форумах - то 100% никаких джхан он еще не реализовал.

Практик, достигший первой джханы - достиг уровня брахм, он подавил килесы доса и рага, а при наличии правильных буддийских воззрений и практики сатипаттханы, разбивает верхние оковы и рассеивает авиджу.

3

Вот только речь в древних текстах учителей не о "полном отречении", а о полном отстранении, пусть даже и на некоторое непродолжительное время. Без отстранённости от мирских забот и утех о джхане, действительно, и говорить не имеет смысла. Но суть именно в отстранении - vivacca/vivajjita/viveka, а не в неком "полном отречении". Последнее - это собственно жизненный удел отшельника, в котором отречение развивается в силу развития джханы и даже приверженности к джханам. Как пел по этому случаю случайно заглянувший в джхану Макар, "одиночество - праздник мой".

Отредактировано Горсть листьев (2019-03-28 20:52:23)

4

Горсть листьев написал(а):

Вот только речь в древних текстах учителей не о "полном отречении", а о полном отстранении, пусть даже и на некоторое непродолжительное время. Без отстранённости от мирских забот и утех о джхане, действительно, и говорить не имеет смысла. Но суть именно в отстранении - vivacca/vivajjita/viveka, а не в неком "полном отречении". Последнее - это собственно жизненный удел отшельника, в котором отречение развивается в силу развития джханы и даже приверженности к джханам. Как пел по этому случаю случайно заглянувший в джхану Макар, "одиночество - праздник мой".


Да, если мудрость и арийские плоды не достигнуты, тогда джхана остается временным явлением. Если человек достигает устойчивого вхождения в джхану по желанию (овладевает ей) и сохраняет такой доступ на всю жизнь до смерти, то такое отстранение происходит как минимум на 1 каппу (цикл существования Вселенной), т.е. до конца этой жизни + как минимум 1 последующая жизнь в мире брахм см. АН 4.123 http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/ … tta-sv.htm Если же у человека возникают чувственные желания или хоть одна недоброжелательная мысль, то он теряет доступ к джхане.

5

Нивараны - преграды, препятствующие входу в первую джхану.

Чувственные желания, недоброжелательность и желание причинения вреда, лень, апатия, взволнованность, сожаления, сомнения.
Есть и другие нивараны, еще более грубые, такие как злоба, алчность, страх и т.п., которые также должны быть отброшены.
Есть также тонкие нюансы настройки ума, например слишком сильное или слишком слабое внимание к объекту (теме), чрезмерное или недостаточное усердие и т.п., которые также могут мешать входу в джхану.

Джхановые факторы.

Для первой джханы - это мысленная рефлексия, исследование, восторг и блаженство.

Причем эти факторы: чистота мысли, аналитические способности, восторг и блаженство джханы, превосходят любые способности и чувственные удовольствия мира людей и миров дэвов кама-локи. Поэтому есть опасность привязаться ко всему этому, и не стремиться к более умиротворенным состояниям, когда все эти факторы придется последовательно отбросить, ведь они уже становятся преградами для продвижения к этим состояниям. Но с другой стороны, тот, кто хоть раз испытал первую джхану, тот неизбежно непосредственно увидит грубость, низость и отвратительность и опасность чувственных удовольствий и неблагих умственных состояний, ясно поймет, что чувственные удовольствия испытанные за всю жизнь, не стоят и мига блаженства первой джханы, а неблагие умственные состояния - подобны яду. Также, в первой джхане отсутствует восприятие боли и любых других неприятных телесных ощущений. Это + вышеобозначенная привязанность, также могут сулить определенную опасность, в виде пребывания в этом состоянии практически безвылазно, затворившись в какой-нибудь пещере и совсем забыв о потребностях тела (воде, еде, сне, тепле), все время пребывая в джхане. Так можно довести тело до крайнего истощения и даже смерти. Нужно помнить об умелом подходе (срединности). Человек, достигший уровня первой джханы, скорее всего уже в течении оставшейся жизни не вернется к наслаждению чувственными удовольствиями, к недоброжелательности и другим неблагим умственным состояниям, так как понимает, что они закрывают способность к пребыванию в джхане.

Ну и бодджанга, которые просто симфоничны с темой джхан.

Семь составляющих пробуждения:

1. Осознанность (сати);
2. Исследование [психических] явлений (дхамма вичайя);
3. Усердие (вирия);
4. Восторг (пити);
5. Безмятежность (пассаддхи);
6. Сосредоточение (самадхи);
7. Невозмутимость (упеккха).

6

Antaradhana написал(а):

Для первой джханы - это мысленная рефлексия, исследование, восторг и блаженство.


Запутывающий перевод витаки и вичары. В самадхи должна быть однонаправленность ума на объект медитации (образ-копию или иной другой), а "мысленная рефлексия" и "исследование" слабо сочетается с этой самой однонаправленностью ума: для впервые прочитавшего это новичка (да и для любого другого чисто по смыслу) это будет выглядеть как "вот я сел, что-то отрефлексировал и что-то поиссследовал, и раз - ум целиково поглотился объектом медитации". Это сбивает с толку, поскольку отсылает ко множественности восприятия, а не единичности. "Мысленная рефлексия" и "исследование" это скорее коннотации к аналитической випассане. Вариант "направление ума" и "удержание ума" [на объекте медитации] полностью исчерпывает смысл самадхи и не вгоняет в диссонанс с контекстным рядом факторов "восторг, блаженство. однонаправленность".

При вхождении в первую джхану сначала нужно направить ум на объект медитации, потом удержать его, не позволяя ему воспринять какую-либо множественность. Затем, за счёт отбрасывания восприятия множественности наступает "восторг отречения" [от камалоки] и последующее блаженство. В первой джхане присутствует однонаправленность, но она вписана в канву витаки и вичары; во второй же ум полностью поглощается и уже не отскакивает на восприятие множественности, т.е целиково нативно однонаправлен в полном смысле этого слова, ему не нужны "сателлиты" в виде воления направления и воления удержания внимания.

7

Sunken написал(а):

Запутывающий перевод витаки и вичары. В самадхи должна быть однонаправленность ума на объект медитации

Направление ума на объект медитации и удержание ума на нем - вообще левая трактовка, к которой нет никаких предпосылок (по моему, это из Висуддхимагги, где про медитацию жесть сплошная написана). Этих значений вообще нет у слов витакка и вичара. Как раз такие комментаторские полеты фантазии вводят в полное заблуждение, когда джхану пытаются достигнуть за счет сужения ума. Самадхи - это вообще не точечное направление внимания, а умственная способность, удерживать внимание на теме исследования, скажем дыхании или составляющих человеческого тела, которая может быть супермногогранной и содержать глубочайший анализ на различных уровнях восприятия и с различных точек зрения + тилакхана. Будда не учил входить в первую джхану без сатипаттханы, только сатипаттхана+джхана.

При вхождении в первую джхану сначала нужно направить ум на объект медитации, потом удержать его, не позволяя ему воспринять какую-либо множественность.

Невосприятие множественности - это аж сфера безграничного пространства.

"Может быть так, что с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, [воспринимая]: «пространство безгранично», некий монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства".

8

Antaradhana написал(а):

Направление ума на объект медитации и удержание ума на нем - вообще левая трактовка, к которой нет никаких предпосылок (по моему, это из Висуддхимагги, где про медитацию жесть сплошная написана).


Antaradhana написал(а):

Самадхи - это вообще не точечное направление внимания, а умственная способность, удерживать внимание на теме исследования, скажем дыхании или составляющих человеческого тела


Пусть будет "тема исследования". Во всяком случае чтобы оставаться в рамках темы исследования (например своей нимитты) нужно уметь направлять к ней внимание и удерживать, т.е, по сути, "сузить обзор до какой-то области". Отсюда и появляется "предпосылка для такой трактовки", которая делает один смысловой шаг в расшифровке.

Antaradhana написал(а):

вводят в полное заблуждение, когда джхану пытаются достигнуть за счет сужения ума


Тем не менее, цепочка джан если рассмотреть в целом - именно что "сужение ума" с устранением всё более грубых факторов и всё более грубой предикации сосредоточения вплоть до прекращения восприятия, чувствования и сознания в ниродха-самапатти. Можно конечно и "тема исследования" прекращения восприятия и чувствования ; )

Antaradhana написал(а):

Будда не учил входить в первую джхану без сатипаттханы, только сатипаттхана+джхана.


Можно конкретизировать?

Antaradhana написал(а):

Невосприятие множественности - это аж сфера безграничного пространства.


Имел ввиду "не отвлекаться и не захватывать внимания на что-то кроме объекта медитации". Слово удобное.

Antaradhana написал(а):

которая может быть супермногогранной и содержать глубочайший анализ на различных уровнях восприятия и с различных точек зрения + тилакхана.


Самахи, конечно, имеет аналитический компонент, но не стоит целиково вписывать "успокоение" в "аналитический анализ" випассаны. В суттах они дифференцированы. Хотя, и тут можно начать языковую игру: аля прозрение отбрасывает оковы и тоже является успокоением в этом смысле и тд и т д

Отредактировано Sunken (2019-11-28 04:31:52)

9

Sunken написал(а):

Пусть будет "тема исследования". Во всяком случае чтобы оставаться в рамках темы исследования (например своей нимитты) нужно уметь направлять к ней внимание и удерживать, т.е, по сути, "сузить обзор до какой-то области".

Это фэнтези из Висуддхимагги. Не нужно ни на какую нимитту внимание сужать. В суттах, слово нимитта - это признак чего-либо, например состояния. А признаками джханы являются развитые факторы джханы.

Тем не менее, цепочка джан если рассмотреть в целом - именно что "сужение ума" с устранением всё более грубых факторов и всё более грубой предикации сосредоточения вплоть до прекращения восприятия, чувствования и сознания в ниродха-самапатти. Можно конечно и "тема исследования" прекращения восприятия и чувствования ; )

1. Давайте в этой теме не будем выходить за пределы обсуждения 4 джхан.

2. В джханах происходит расширение ума, а не его сужение. А вот "инструментарий" становится более тонким и совершенным.

Можно конкретизировать?

Правильные джханы в суттах - это результат практики сатипаттханы (и в целом кульминация Восьмеричного Пути). Будда нигде не учит достигать неправильных джхан через сосредоточение без анализа и видения, как делали это разные йоги.

Самахи, конечно, имеет аналитический компонент, но не стоит целиково вписывать "успокоение" в "аналитический анализ" випассаны. В суттах они дифференцированы. Хотя, и тут можно начать языковую игру: аля прозрение отбрасывает оковы и тоже является успокоением в этом смысле и тд и т д

Успокоение (саматха) - это лишь одна из составляющих практики медитации, другими словами пассаддхи - 5-й фактор пробуждения. А их семь. И развивать их в буддийской медитации нужно все.

10

Очень важный момент, что для достижении джхан необходимо снизить социальную активность и вовлеченность в мирские дела и ситуации до минимума, так как все это сильно будоражит, возмущает и замутняет ум. Даже монахи, при их низкой социальной активности, уединялись в лесах, пещерах, горных расселинах, на кладбищах и тд., на период попытки достичь способности к джханам, поэтому скорее всего, уединялись для этого в лесах и некоторые продвинутые миряне.

Также стоит помнить о возможных опасностях, если ум еще не готов.

АН 10.99 Упали сутта

И выявив проблемы, применять медитации-противоядия.

Удана 4.1 Мегхия сутта


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Практические вопросы » Джханы в буддийской практике