Четыре джханы
Первая джхана
Отбросив эти пять помех, изъянов ума, которые ослабляют мудрость, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
Он делает восторг и счастье, что возникли из-за [этой] отстранённости, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости.
Подобно тому, как умелый банщик или ученик банщика насыпал бы банный порошок в железный таз и, постепенно опрыскивая его водой, замешивал бы его, пока влага не пропитала бы [этот] его ком банного порошка, не промочила его внутри и снаружи, но, всё же, сам [этот] ком не сочился бы [от воды] – то точно также монах делает восторг и счастье, что возникли из-за [этой] отстранённости, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости.
Вторая джхана
Далее, монахи, с угасанием направления и удержания [ума на объекте], монах входит и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, которые возникли посредством сосредоточения.
Он делает восторг и счастье, что возникли посредством сосредоточения, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли посредством сосредоточения.
Подобно озеру, чьи воды били бы ключами на дне, не имеющем притока с востока, запада, севера или юга. Озеро не пополнялось бы время от времени проливным дождём. И тогда прохладные источники, бьющие [на дне] озера, сделали бы так, что прохладная вода промачивала, пропитывала, заполняла, распространялась бы в озере, так что не было бы ни единой части во всём озере, которая не была бы пропитана прохладной водой.
Точно также, монах делает восторг и счастье, что возникли посредством сосредоточения, промачивающими, пропитывающими, заполняющими, распространяющимися по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана восторгом и удовольствием, что возникли посредством сосредоточения.
Третья джхана
Далее, монахи, с угасанием восторга монах пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии».
Он делает счастье, отделённое от восторга, промачивающим, пропитывающим, заполняющим, распространяющимся по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана счастьем, отделённым от восторга.
Подобно тому, как в озере с голубыми или с красными или с белыми лотосами, некоторые лотосы, которые родились и выросли в воде, расцветают, будучи погружёнными в воду, так и не взойдя над поверхностью воды, а прохладные воды промачивают, пропитывают, заполняют, распространяются от их кончиков до их корней – то точно также, монах делает счастье, отделённое от восторга, промачивающим, пропитывающим, заполняющим, распространяющимся по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана счастьем, отделённым от восторга.
Четвёртая джхана
Далее, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, монах входит и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Он сидит, пропитывая это тело чистым ярким умом, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана чистым и ярким умом.
Подобно сидящему человеку, укрытому с ног до головы белой тканью так, что не было бы ни одной части его тела, не пропитанной белой тканью – то точно также, монах сидит, пропитывая это тело чистым ярким умом, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана чистым ярким умом.
Сразу хотелось бы отметить, что джханы (глубокие формы самадхи) в буддизме, в отличии от некоторых других учений, используются для практики сатипаттханы (четырехчастной осознанности), реализации ньян (сверхчеловеческих знаний) и арийских плодов, а не для наслаждения их приятными эффектами.
Если предварительные условия соблюдены: достаточно развиты правильные воззрения, правильные поведение, речь и образ жизни, ум приведен в здоровое состояние практикой четырехчастных усилий и очищен от грубых омрачений, то у человека появляется желание отвернуться от мира, от его приманок (чувственных удовольствий, страстей) и проблем (злобы, жажды, невежества, ревности, зависти и т.д.), развить контроль органов чувств и сосредоточение ума. Это подходящий момент, что-бы оставить мирское и всерьез заняться практикой медитации.
Практик уединяется, принимает удобную позу, в которой без проблем может пробыть несколько часов, приводит свой ум и тело в умиротворенное состояние через созерцание дыхания, или используя другой основной объект созерцания.
Затем он созерцает свое тело и телесное состояние в текущий момент времени, до той глубины, что возможна на данный момент. На этом этапе уже можно до определенной степени замечать непостоянство, страдательность, безличность тела.
Далее, он смотрит, какое чувство присутствует: приятное, неприятное или нейтральное.
Далее, практик оценивает свое общее состояние ума, смотрит какие благие и неблагие факторы присутствуют, понимая на каком уровне духовного развития он находится.
Далее, практик проверяет ум на наличие помех: жажды чувственные удовольствий, недоброжелательности, лени и апатии, неугомонности и сожалений, сомнений, страха, чрезмерной концентрации (напряжения) или, напротив, рассеянности ума, снижения осознанности.
Если помехи присутствуют, то практик приступает к медитациям-противоядиям против конкретных помех. Например, к практике метты – против недоброжелательности; к созерцанию непривлекательности тела и его частей, а также к кладбищенским созерцаниям трупов на разной стадии разложения – против жажды чувственных удовольствий; размышлению о смерти и краткости человеческой жизни – против лени; размышлению о Трех Драгоценностях – против страха и сомнений; размышлению о нравственных поступках – против сожалений; созерцанию света – против сонливости и апатии, и т.д. Если же помехи отсутствуют, то практик возвращается к практике с основным объектом медитации и происходит развитие факторов первой джханы. Тут важно понимать, что этап преодоления помех может занимать годы или десятилетия усердной практики, даже у монахов, строго соблюдающих правила Винаи. При обычном ритме мирской жизни, без оставления жажды чувственных удовольствий и при наличии множества беспокойств - джхан достичь невозможно.
Когда практик реализует вхождение в это состояние, то далее, с кристальной осознанностью джханы (по сравнению с которой, наша обычная осознанность, подобна мутному сну), он приступает к созерцанию пяти кхандх, шести сфер и трех характеристик присущих им (непостоянства, страдательности, безличности), их опасности и спасения от опасности, семи факторов Пробуждения и Четырех Истин Арьев, что собственно и является випассаной (прозрением). Если человек очистил ум, оставил все помехи и научился входить в джхану, то он может входить в нее довольно быстро по желанию, в т.ч. сразу после подготовки (умиротворения тела и ума).
Также в джхане можно стремиться к прогрессу, собственно в глубине умиротворения ума. Так, с оставлением более грубых умственных состояний (среди утонченных - факторов джханы), достигаются последующие джханы, вплоть до четвертой, характеризующейся полнейшей невозмутимостью. Во всех джханах нужно сохранять устремление к знанию и видению, что ведут к арийским плодам, а не залипать на безмятежности. Джхана – используется в буддизме, как инструмент пристального созерцания, подобно микроскопу или телескопу у ученых. С джханой, каждая из четырех сатипаттхан, дает на порядок более глубокое видение.
Всем, интересующимся практикой развития ума (бхаваной), рекомендую ознакомится с общей картиной последовательности практики: 1. Правильная последовательность буддийской практики; 2. http://theravada.ru/Teaching/Works/mode … i-1-sv.htm чтобы оценить свое положение в текущий момент времени и ясно видеть предстоящий Путь.
Сутты по практике медитации:
Четыре основы осознанности: Сатипаттхана сутта (МН 10) http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/ … tta-sv.htm
https://dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm
Четыре основы осознанности: Махасатипатхана сутта (ДН 22) https://dhamma.ru/canon/dn/dn22.htm
Осознанность к дыханию: Анапанасати сутта (МН 118) http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/ … tta-sv.htm
https://dhamma.ru/canon/mn/mn118.htm
Пять методов работы с неблагими мыслями: Витаккасантхана сутта (МН 20) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm
Девять восприятий, которые необходимо развивать + осознанность к дыханию: Гиримананда сутта (АН 10.60) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm
Еще восприятия: Дутия саннья сутта (АН 7.49) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm
Осознанность к смерти: Дутия маранасати сутта (АН 8.74) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm
Шесть памятований (ануссати): Маханама сутта (АН 6.10) http://theravada.ru/Teaching/Canon/Sutt … tta-sv.htm
Восхваление взращивания доброжелательности: Метта бхавана сутта (Ити 1.27) http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/ … _27-sv.htm