Буддизм тхеравады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Общение » Уничижение Саддхаммы и Арахантов в текстах махаяны


Уничижение Саддхаммы и Арахантов в текстах махаяны

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

О хинаяне (низменной колеснице) - колеснице шраваков; о заблуждении и недостижении ниббаны известными Арахантами - учениками Будды, и их раскаянии в своей глупости перед махаянскими бодхисаттвами; о приравнивании их к иноверцам и даже к Маре; и об их уничижении, назывании глупыми, тупыми и неспособными к пониманию - в текстах махаяны.

Махаянские сутры начали появляться примерно через 500 лет, после окончательной ниббаны Будды, поначалу они распространялись тайно и назывались вайтулья. Сначала это были доктринальные тексты вроде сутр Праджняпарамиты, но позднее, когда с этими тайными учениями стали бороться, а их распространителей изгонять из монастырей - появились многочисленные тексты идеологическо-пропагандистского содержания. В этих текстах превозносилось новое учение - махаяна, а ранние школы, распространенные в то время в Индии, которые опирались на сутты Никай раннего Канона - принижались. Эти тексты, впоследствии стали самыми известными сутрами махаяны.

Арахантов в этих текстах называют шраваками, а Учение Будды, данное им при жизни своим ученикам (шравакам) и последователей ранних школ, следовавших суттам Никай - называют колесницей шравак или хинаяной. Хинаяна - означает низкая, низшая, низменная, убогая, худая, презренная колесница, то есть это слово носит, подчеркнуто издевательский и унизительный характер, как и сами махаянские сутры, уничижающие Истинную Дхамму Будды и его учеников Арахантов. Например Сарипутту, Махамоггаллану, Махакассапу, Ананду и других Арахантов - учеников Благословенного, в махаянских сутрах принижают и представляют в глупом виде. Согласно этим текстам, они оказывается не достигли окончательного Пробуждения, и каются в заблуждениях перед всякими вымышленными бодхисаттвами.

Шраваками в махаяне называют именно Арахантов, а не каких-то там неопределенных заблуждающихся последователей, как иногда говорят современные последователи махаяны: "Махамати, именование «архат» применимо к шравакам, прошедшим узкий путь личного успокоения, и ни к кому другому". Ланкаватара сутра

Вот, навскидку, несколько цитат из махаянских сутр.

Заповеди из махаянской Брахмаджала сутры, где хинаяна приравнивается к учениям тиртхиков (иноверцев):

"Нельзя отвергать сутры и заповеди махаяны как не принадлежащие к подлинному учению Будды, почитая вместо них сутры и заповеди хинаяны или небуддийских учений".

"Нужно разъяснять всем людям учения и заповеди махаяны и давать им ясное руководство на пути подвижничества; нельзя намеренно распространять учения и заповеди хинаяны и небуддийских учений".

"Нельзя следовать учению сутр и заповедей хинаяны и небуддийских писаний, ибо это значило бы отрицать в себе природу Будды и уклоняться с пути, ведущего к просветлению".

В Ланкаватара сутре, тиртхики (иноверцы), шраваки и пратьекабудды всегда упоминаются в одном ряду, в противовес махаянским бодхисаттвам. например:

"Отстранившийся от проявлений действия, органов телесного восприятия, оценок, он недоступен никому из невежд, шраваков, пратьекабудд, тиртхакаров, неизменно цепляющихся за проявления самостного существования".

Или вот, шраваки в одном ряду не только с иноверцами, но и с Марой: "подвержены суждениям тиртхьев, шраваков и Мары, и никогда не достигнут высшего совершенного пробуждения".

Вот, про колесницу шравак (хинаяну): "Как же, Махамати, заблуждение, разделяемое невеждами, может способствовать развитию семейства колесницы шраваков? Когда невежды, предаются исследованию признаков особости и общности, они сливаются с семейством колесницы шраваков. Так это заблуждение приводит к появлению учеников-последователей семейства колесницы шраваков".

Вот, о том что Араханты не достигли Пробуждения, и даже не поняли анатты: "все шраваки и пратьекабудды ещё не устранили васан, не освободились от кармы и не разрушили [двойное] препятствие [на пути к] знанию, а также не осознали бессущностность дхарм".

Из Вималакирти Нирдеша сутры:

"Не испорть пищи в драгоценных сосудах. Тебе следует узнать их умы, а не принимать их драгоценный хрусталь за обычное стекло. Если ты не знаешь их наклонностей, не учи их Хинаяне. У них нет ран, так что не повреди их. Не показывай узких троп тем, кто хочет вступить на широкий путь. Не втискивай огромного моря в след бычьего копыта, не приравнивай свет солнца к тусклому мерцанию светляка. Пурнамайтрейянипутра, эти бхикшу уже давно развили ум Махаяны, но сейчас они забыли обо всём этом; как можешь ты учить их Хинаяне? Мудрость, преподанная Хинаяной, поверхностна; она сравнима со слепым человеком, не умеющим различить острые и тупые корни живых существ".

Арахант Махакассапа - один из выдающихся учеников Благословенного, председательствующий на Первом Соборе 500 Арахантов, в этой махаянской сутре раскаивается перед вымышленным бодхисаттвой: "Выходит, мы больше не способны к развитию ума, установленного на просветлении. Даже те, кто придаются пяти смертным грехам,  могут в конце концов установить свои умы на поиски Дхармы Будды, но мы не способны сделать это, подобно людям, дефективные органы которых мешают им наслаждаться пятью объектами органов чувств. Также и шраваки, которые отсекли все связи, больше не имеют интереса к Просветлённой Дхарме и никогда не захотят реализовать её. Поэтому, Манджушри, мирской человек всё же реагирует благосклонно на Дхарму Будды, тогда как Шравака - нет. Почему? Потому что когда мирской человек слышит о Учении Будды, он может установить свой ум на поиске высшего пути, храня тем самым Три Драгоценности, в то время как шравака,  даже если он проводит свою жизнь, слушая Дхарму и свидетельствуя неустрашимость Будды и т.д., никогда даже и не помыслит о высшем пути".

500 Арахантов каются в сутре О цветка лотоса чудесной дхармы: "В это время пятьсот архатов, получив от Будды предсказание, подпрыгнули от радости, встали со [своих] мест, подошли к Будде, простерлись у [его] стоп, приветствовали [его], покаялись в ошибках и ругали самих себя, [говоря]: "Почитаемый В Мирах! Мы всегда думали, что уже обрели конечное спасение. Сейчас мы знаем, как глупы. Почему? [Мы] действительно обретем мудрость Татхагаты, [мы видим], что наших малых знаний недостаточно".

Уничижительные слова о качествах шраваков: "Бодхисаттва сказал: "Малые добродетель и интеллект шравака не годятся, чтобы оценить безграничные благословение и мудрость Татхагаты".

P.S. Это лишь малая часть, от целой системы принижения Арахантов-шраваков и хинаяны/колесницы шравак, разработанной в махаяне. Подобного там немало.

2

Antaradhana добрый день,  объясните пожалуйста о чем идет речь в этом предложении " Когда невежды, предаются исследованию признаков особости и общности, они сливаются с семейством колесницы шраваков. Так это заблуждение приводит к появлению учеников-последователей семейства колесницы шраваков".

3

Alessa написал(а):

Antaradhana добрый день,  объясните пожалуйста о чем идет речь в этом предложении " Когда невежды, предаются исследованию признаков особости и общности, они сливаются с семейством колесницы шраваков. Так это заблуждение приводит к появлению учеников-последователей семейства колесницы шраваков".

Приветствую, наверное, этот вопрос лучше переводчику текста задавать. На мой взгляд, речь о том, что когда у невежд есть разделение на себя и других, они находят близкой для себя колесницу шраваков. Т.е. отсыл к тому, что кто идет по Пути к Арахантсву или даже становится Арахантом, не достигает освобождения так, как не понимает бессамостности (о чем тут тоже есть цитата), а достигает лишь некой формы самообмана, пока не встанет на путь "великой колесницы".

4

Спасибо за ответ.

5

Махаяна - учение самозванных просветленцев, естественной защитной реакцией которых было уничижение тех, кто не признавал их учение буддийским. То же самое и сейчас происходит, просто это уже не называется махаяной - свято место давно занято. Теперь это называется теософией, буддийской эзотерикой или даже "чистым буддизмом", претендующим якобы на восстановление чистоты буддийского учения путём вычищения его от всего, что не нравится в буддизме такому ревнителю своих представлений о чистоте буддизма. Авторы махаяны ведь тоже претендовали на передачу "чистейшего и наиболее верного учения".

6

Горсть листьев написал(а):

Авторы махаяны ведь тоже претендовали на передачу "чистейшего и наиболее верного учения".


Сложно сейчас предполагать на что они претендовали, но принижение Арахантов и сочинение текстов от лица Будды - это не гуд. Из плохого, лживого ростка - не вырастит годного дерева.

7

К тому времени, когда постулат "всё, что сказано Бхагаваном, сказано хорошо" превратилось во "всё, что хорошо сказано, сказано Бхагаваном", создание новых сутр - дело вполне тривиальное.

8

Горсть листьев написал(а):

К тому времени, когда постулат "всё, что сказано Бхагаваном, сказано хорошо" превратилось во "всё, что хорошо сказано, сказано Бхагаваном", создание новых сутр - дело вполне тривиальное.

Забили на 4 Великих Отношения и фантазии понеслись галопом.

9

Antaradhana написал(а):

Горсть листьев написал(а):

    К тому времени, когда постулат "всё, что сказано Бхагаваном, сказано хорошо" превратилось во "всё, что хорошо сказано, сказано Бхагаваном", создание новых сутр - дело вполне тривиальное.

Забили на 4 Великих Отношения и фантазии понеслись галопом.

Здесь подробно о буддавачане (в т.ч. и с позиции махаяны): Введение в стандарты аутентичности священных текстов индийского буддизма

P.S. Лучше, чем у Дэвидсона, на эту тему (с т.з. буддологии, конечно) мне не пока что ничего не попадалось.

Отредактировано Shus (2018-12-10 09:44:01)

10

Шраваки - достаточно понимать подобно тому, как мы понимаем "фарисеи" или "книжники".

11

Шраваки - достаточно понимать подобно тому, как мы понимаем "фарисеи" или "книжники".

Шраваки и последователи хинаяны, согласно махаянским сутрам - это не некие "книжники и фарисеи", как пишете вы и еще некоторые люди на форумах. Это именование Арахантов и всех последователей буддизма ранних, не махаянских школ. Что можно увидеть из самой первой цитаты, приведенной в заглавном топике:

Antaradhana написал(а):

Шраваками в махаяне называют именно Арахантов, а не каких-то там неопределенных заблуждающихся последователей, как иногда говорят современные последователи махаяны: "Махамати, именование «архат» применимо к шравакам, прошедшим узкий путь личного успокоения, и ни к кому другому". Ланкаватара сутра

Я привел всего лишь несколько цитат из махаянских сутр, для наглядности, но их можно привести куда больше. Я знаю это, так как читал все сутры махаяны, переведенные на русский язык.

P.S. Извините, я случайно нажал админскую кнопку 'редактировать', вместо 'цитировать' (разработчики расположили их рядом), и свой пост написал внутри вашего сообщения, безвозвратно потеряв весь его текст, кроме цитируемой строки. Если помните, то восстановите его про памяти.

12

Ничего, это не важно, сообщение было скорее адресовано Вам.

Меня никак не задевают эти хейтерские споры между традициями, хотите в них вовлекаться - дело Ваше. Я лишь предостерег от уделения внимания тому, чему уделять внимание - не умело.

13

won soeng написал(а):

Ничего, это не важно, сообщение было скорее адресовано Вам.

Меня никак не задевают эти хейтерские споры между традициями, хотите в них вовлекаться - дело Ваше. Я лишь предостерег от уделения внимания тому, чему уделять внимание - не умело.


Я понимаю. Мне эти споры тоже, по большому счету не интересны, я с традицией определился. Но вот исторически конфликт существует. Из песни слов не выкинешь.

14

Махаяна впринципе за века превратилась в тот же Индуизм и Даосизм, а именно в вопросах разнообразия текстов и практик. В ней можно найти и практики пранаямы и брахманские ритуалы, и тантрические практики и разновидность брахмавихар, а также близкие к тхеравадинским практикам. Многие сутры махаяны уже противоречат другим их же сутрам. Так же как и различные противоречия  философских направлений внутри неё. Так что по сути к современному времени это уже самостоятельная религия с множеством деноминаций.

15

Kheminda написал(а):

Махаяна впринципе за века превратилась в тот же Индуизм и Даосизм, а именно в вопросах разнообразия текстов и практик. В ней можно найти и практики пранаямы и брахманские ритуалы, и тантрические практики и разновидность брахмавихар, а также близкие к тхеравадинским практикам. Многие сутры махаяны уже противоречат другим их же сутрам. Так же как и различные противоречия  философских направлений внутри неё. Так что по сути к современному времени это уже самостоятельная религия с множеством деноминаций.


Это следствие того, что любые измышления и откровения отдельных учителей, если они казались правильными, стали считать Дхаммой Будды, следуя идее: "Что истинно - то Дхамма Будды". Но критерий истинности был при этом размыт. Тогда как в ранних школах, следовали наставлению Будды о четырех Великих Отношениях, сверяя любые наставления учителей со словами из сутт, и тах сохранили более чистую Дхамму, не распыляясь на различные искажения и домыслы разных учителей, которых за века было не мало. Слово Будды из сутт - должно быть мерилом, как он сам завещал. Будда - единственный высший авторитет и Учитель, а не другие учителя, которые создавали свои версии буддизма, отличающиеся от оригинального. Четыре великих отношения - залог долгого сохранения Дхаммы в чистоте. Хотя даже это не помешало добавить в Канон комментаторскую литературу: новые комментаторские книги в Кхуддака Никаю, и все книги Абхидхамма Питаки. Собственно говоря, протомахаянские идеи и появляются уже в этой литературе: в комментаторских историях в джатаках, Буддавамсе, Ападане, Чарияпитаке и др.

16

Махаяна - это неизбехжный результат развития и распространения буддизма. В первую очередь именно распространения, так как в основе махаянских писаний лежит санскрит (гибридный санскрит), то есть franca lingua индийских царств. Ачарьявада-махаяна возникла естественным образом в виду того, что к четырёхсотому году буддийской эры (прим. сто лет до н.э.) так называемое "изначальное слово Будды" оказалось закрытой сферой знания, упрятанного в трактаты абхидхармы, понятной очень немногим просвещённым буддистам. Судя по словам Буддагосы, во времена его молодости, когда он, отвлёкшись от брахманских умствований, впервые услышал буддийскую дхарму, сутты на языке пали уже не были в ходу на континенте. Ещё ранее, по всей видимости, уже в эпоху царских войн на пост-имперской территории, буддизм сильно разделился на так называемый "академический" и "творческий", то есть народный и анти-академический. Вот эта последняя тенденция и присутствует в тех махаянских сказах, где вы видите "принижение архатов".


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Общение » Уничижение Саддхаммы и Арахантов в текстах махаяны