Самвега (saṃvega) - тревожность, связанная с осознанием неудовлетворительности существования, которая толкает людей на духовные поиски, чтобы найти выход из неудовлетворительного положения.

"Самвега" была тем чувством, которое молодой принц Сиддхартха чувствовал при его первой встрече со старением, болезнью и смертью. Это сложное для перевода слово, потому что оно описывает сложный диапазон чувств, по крайней мере, три группы чувств сразу: подавляющее чувство шока, смятения, и отчуждения, которые приходят с пониманием тщетности и бессмысленности жизни, как она живется обычно; чувство порицания нашего собственного самодовольства и глупости, позволяющим нам жить вслепую; и беспокойное чувство безотлагательности в попытке найти выход из бессмысленного круга.
Тханиссаро Бхиккху «Буддийское учение о "самвега" и "пасада"»

Если нет самвеги - не появится и реального устремления к прекращению цикла рождений, к ниббане. Это одно из обязательных, базовых условий для появления такого устремления. Самвега должна уравновешиваться верой в Три Драгоценности и практикой умиротворения ума, чтобы не скатиться к неадекватным действиям, вроде уничтожения тела (cуuцuда). Размышления о рождении, старости, болезнях, смерти, ужасных страданиях нижних миров, страданиях прошлого, настоящего и будущего - необходимы для любого серьезного практика, чтобы назрело понимание ужаса сансары, появилось отвращение к ней, зародилось стремление к освобождению и усердие в практике Пути Арьев.

Немного о размышлениях в личной практике:

Я, еще до буддизма, постоянно размышлял о смерти, страдательности жизни и ощущал бессмысленность всего того, чем занимаются люди вокруг. Став буддистом, также ежедневно размышляю об этих вещах, а также о непостоянстве, тленности, бренности всего, об обусловленности и подневольности, ежедневно засыпаю и просыпаюсь с мыслями о страдательности и отвратительности существования, о мире, похожем на бесконечный тюремный коридор, от которого меня воротит. Таково истинное положение вещей, если отбросить шоры, фантазмы, иллюзии и искаженные представления о мире и жизни. Любой вид человеческого или божественного счастья, мне видится неудовлетворительным и зыбким. Также размышляю о мерзости, отвратительности и болезненности тела, которое подобно уродливому мешку с нечистотами, скоплению болезненности, непрерывно тлеющее. При всем, при этом, у меня нет клинической депрессии, так как я стараюсь взращивать умиротворенность и невозмутимость ума, а до буддизма всегда был склонен к стоицизму и пофигизму, и тем более не жажду cуuцuда, так как прекрасно понимаю его бессмысленность. Только окончательная ниббана, т.е. прекращение любой формы существования, прекращение любой формы рождения - является окончательным прекращением страданий. Только к этой цели, я вижу необходимость стремиться.

Созвучные темы:

Восприятия

Размышления о непостоянстве в буддийской практике