Буддизм тхеравады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Дискуссии о Дхамме » Смерть - как избавление + дискуссия о метте (выделено)


Смерть - как избавление + дискуссия о метте (выделено)

Сообщений 1 страница 20 из 27

1

Жизнь есть страдание. Смерть - избавление. Смерть - это естественно и хорошо. Плохо - новое рождение, так как вместе с ним регенерируется вся груда страдания. Что ведёт к новому рождению. Это ещё древние риши хороша объяснили - желание ведёт в продолжение жизни. Так и Будда учил - желание есть причина страдания. Поэтому смерть без всякого желания продолжения жизни - лучшее, что может быть в конце жизни. Но как этого достичь? Этому надо учиться. Для этого нужно реализоваться. Достичь полного пробуждения, всесторонней просвещённости. Познать самого себя полностью, достичь окончательного и всеобъемлющего прозрения. Для этого нужно пройти Благородный путь очищения - вимуттимагга, Благородный путь спасения - висуддхимагга.

Отредактировано Горсть листьев (2018-12-23 11:04:02)

2

Горсть листьев написал(а):

Жизнь есть страдание. Смерть - избавление. Смерть - это естественно и хорошо. Плохо - новое рождение, так как вместе с ним регенерируется вся груда страдания. Что ведёт к новому рождению. Это ещё древние риши хороша объяснили - желание ведёт в продолжение жизни. Так и Будда учил - желание есть причина страдания. Поэтому смерть без всякого желания продолжения жизни - лучшее, что может быть в конце жизни. Но как этого достичь? Этому надо учиться. Для этого нужно реализоваться. Достичь полного пробуждения, всесторонней просвещённости. Познать самого себя полностью, достичь окончательного и всеобъемлющего прозрения. Для этого нужно пройти Благородный путь очищения - вимуттимагга, Благородный путь спасения - висуддхимагга.


Смерть - тоже страдательна. Ведь смерть - это подневольность: когда обусловленный каммой жизненный срок заканчивается, то происходит неизбежная смерть и следующее рождение, в соответствии с каммой. Ниббана - это бхава ниродха, т.е. прекращение существования, а существование (бхава) - это страдательный цикл рождений и смертей: рождение-смерть-рождение-смерть-рождение-смерть... Бхава (бхавачакка) = сансара. С достижением ниббаны, прекращаются: невежество, жажда, привязанность, санкхары (камма) и бхава, а следовательно прекращаются рождения, смерти и вся груда страданий, которая связана с этим. Акцент нужно делать не на смерти, (она неизбежна для всего рожденного), а на нерождении. Нерожденное - один из эпитетов ниббаны.

3

Упокоиться окончательно, принять смерть как избавление, а не как некий "переход", чему учат всякие эзотерки.

4

Горсть листьев написал(а):

Упокоиться окончательно, принять смерть как избавление, а не как некий "переход", чему учат всякие эзотерки.


Ну все таки смерть в буддизме - это неотъемлемая часть сансары, за смертью всегда следует следующее рождение. В буддизме нет понимания смерти - как небытия, вроде того, как представляют смерть западные материалисты.

5

Конечно же, буддийское понимание круговращения "смерть-рождение-смерть..." не встречается ни в одной версии европейского материализма. Эта истина о бесконечном продолжении жизни, бытия, бхавы - сугубо индийское религиозно-философское представление; но вы же прекрасно понимаете, что в индийской буддийской мысли это бесконечное продолжение круговращения - отнюдь не благо, к которому следует стремиться. Отсюда и вполне ясный вывод - выход из этого круговращения только один: смерть как окончательное окончание - паринирвана. Или вы полагаете таковым рождение?

6

Горсть листьев написал(а):

Отсюда и вполне ясный вывод - выход из этого круговращения только один: смерть как окончательное окончание - паринирвана. Или вы полагаете таковым рождение?


Я о том, что вы смешиваете ниббану и европейское, материалистическое понимание смерти, которое с т.з. буддизма является симулякром, так как в реальности за смертью непробужденного существа - всегда следует рождение. А с тем, что ниббана - это прекращение существования (bhavanirodho), я не спорю, а напротив - постоянно упоминаю.

7

Вовсе не смешиваю, но говорю лишь о том, что в фокусе внимания психофизиологии отсутствует самсара как явление. Соответственно, отсутствует и ниббана, поэтому говорить о неком смешении неверно. Если же вы имеете в виду некоторых наших знакомых с форму dharma.org.ru, утверждающих, что "раз нет я, то значит смерть и есть нирвана", то их воззрения как раз можно отнести к такого рода смешению, но они не имеют отношения к мировоззрению отечественной психофизиологии.

8

Горсть листьев написал(а):

Вовсе не смешиваю, но говорю лишь о том, что в фокусе внимания психофизиологии отсутствует самсара как явление. Соответственно, отсутствует и ниббана, поэтому говорить о неком смешении неверно. Если же вы имеете в виду некоторых наших знакомых с форму dharma.org.ru, утверждающих, что "раз нет я, то значит смерть и есть нирвана", то их воззрения как раз можно отнести к такого рода смешению, но они не имеют отношения к мировоззрению отечественной психофизиологии.


Верно, религиозные аспекты психофизиологи не рассматривают. Но они рассматривают функционирование сознания человека, которое по их мнению, заканчивается с наступлением смерти мозга. Тогда как в буддизме со смертью тела, сознание не прекращается, и в этом существенная разница. Все материалисты являются носителями ложного воззрения, что со смертью все прекращается, что нет следующего мира, нет рождения в соответствии с плодами дел и т.п. С т.з. буддистов, того, что материалисты считают смертью - не бывает.  Это ложное воззрение, выдумка, симулякр. Сравнивать ниббану с симулякром материалистов, совершенно некорректно.

9

Любая религия есть способ примирения со смертью. Буддизм не исключение.

10

Горсть листьев написал(а):

Любая религия есть способ примирения со смертью. Буддизм не исключение.


Вот только, повторюсь, смерть в буддизме - это лишь окончание одного эпизода из бесконечной череды, после чего неизбежно следует следующее рождение. Считать, что после смерти нет продолжения существования - это одно из наихудших ложных воззрений, ведущее в ад. Если иметь такое ложное воззрение, считая что после смерти нет продолжения, нет рождения в соответствии с благими и неблагими поступками, то рано или поздно, не в этой жизни, так в следующей, придет мысль о вседозволенности и последуют неблагие деяния, ведущие к падению. Но мы уже в оффтоп углубились...

11

Вы по сути повторяете один из основных агрументов всех религиозных моралистов. Я не говорю, что в этой сентенции нет смысла - безусловно, он есть. И Бхагаван сам много говорил о том, что лишь то учение, что даёт ясное понимание того, "что такое хорошо, а что такое плохо", является Дхрамой. Безусловно и то, что Дхарма Будды является именно таким учением. Но вот далее следует важное отличие - Будда не учит о том, что какое-либо продолжение известного нам или даже просто воображаемого нами бытия есть высшая цель его Дхармы. Но при этом совершенно бесспорно то, что лучшее продолжение бытия, раз уж таковое неизбежно, предпочтительнее худшего. А поэтому соблюдение нравственности, то есть мирская дхамма, которую мы именуем "дана-сила" есть обязательный реквизит буддийской дхаммы - буддийской же её делает органичное включение метта-бхаваны.

12

Горсть листьев написал(а):

Вы по сути повторяете один из основных агрументов всех религиозных моралистов.


Где именно? Процитируйте. Может быть, когда говорю, что материализм - есть заблуждение и ложное воззрение, ведущее в нижние миры, или когда говорю, что смерть не является избавлением, т.к. ниббана не ждет каждого умершего? По моему, тут нет никакого морализма. Это просто трансляция буддийских азов.

И Бхагаван сам много говорил о том, что лишь то учение, что даёт ясное понимание того, "что такое хорошо, а что такое плохо", является Дхрамой. Безусловно и то, что Дхарма Будды является именно таким учением.


Разве в этой теме об этом речь шла?

Но вот далее следует важное отличие - Будда не учит о том, что какое-либо продолжение известного нам или даже просто воображаемого нами бытия есть высшая цель его Дхармы.


Я где-то говорил обратное? Да, Будда учил ниббане, т.е. окончательному прекращению существования/бытия, страдательного круговорота рождений и смертей.

А поэтому соблюдение нравственности, то есть мирская дхамма, которую мы именуем "дана-сила" есть обязательный реквизит буддийской дхаммы - буддийской же её делает органичное включение метта-бхаваны.


Метта-бхавана - не является уникальной буддийской практикой. Все четыре брахмавихары, как и все джханы с бесформенными сферами, были доступны и в других учениях. Дхамму, от других учений отличает наличие четырех Истин Арьев.

13

Метта-бхавана - буддийская практика, введённая приёмной матерью Будды и одобренная самим Буддой.

Отредактировано Горсть листьев (2018-12-28 20:59:40)

14

Горсть листьев написал(а):

Метта-бхавана - буддийская практика, введённая приёмной матерью Будды и одобренная самим Буддой.


Метта развивалась брахманами прошлого, которые достигали мира Брахмы благодаря этой практике. Метта-бхавана - это развитие доброты. По вашему, развитие доброты только в буддизме практикуют?

15

Если вы найдёте хоть какой-то вариант метты/майтри-бхаваны хоть в одной упанишаде или брахмане, то тогда будет о чём говорить. Пока же повторю: метта-бхавана - изначально чисто буддийская практика, одобренная Буддой Готамы и являющаяся отличительным знаком Дхармы Будды Меттеи.

16

Горсть листьев написал(а):

Если вы найдёте хоть какой-то вариант метты/майтри-бхаваны хоть в одной упанишаде или брахмане, то тогда будет о чём говорить. Пока же повторю: метта-бхавана - изначально чисто буддийская практика, одобренная Буддой Готамы и являющаяся отличительным знаком Дхармы Будды Меттеи.


Зачем мне искать в Упанишадах или Брахманах, если есть сутты и комментарии, где говорится о брахманах и риши прошлого (еще не скатившихся до жертвоприношений и не погрязших в омрачениях), которые развивали безмерную метту, и сим достигали мира Брахмы. Само название метты, каруны, мудиты и упеккхи - брахма вихары, говорит о том, что эти состояния, будучи максимально развиты ведут к рождению небесным обителям Брахм, что и являлось высшей целью правильных брахманов прошлых времен.

Вот в ДН 25, Будда перечисляет аскетические практики и плоды, доступные для аскетов не буддистов, и там перечислены все четыре брахмавихары.

Рассказ об очищении внутреннего слоя коры

Каким же образом, Достопочтенный, обрести высшее достижение и добраться до сердцевины? Было бы хорошо, если Благословенный направил бы мою аскезу, чтобы [я смог] обрести высшее достижение и добраться до сердцевины!
   
Возьмем случай, Нигродха, когда аскет становится сдержанным, сдерживая себя четырехчастной бдительностью. Что такое сдерживание четырехчастной бдительностью? Это когда аскет не причиняет вреда ни одному живому существу, не склоняет [других] к причинению вреда живым существам, и не одобряет причинение вреда живым существам. Он не берет того, что не дано, не склоняет [других] к взятию того, что не дано, и не одобряет взятия того, что не дано. Он не произносит лживых слов, не склоняет [других] ко лжи, и не одобряет лжи. Он не жаждет чувственных удовольствий, не склоняет [других] к  жажде чувственных удовольствий, и не одобряет жажду чувственных удовольствий. Таким образом, Нигродха, аскет становится сдержанным, благодаря сдерживанию себя четырехчастной бдительностью.

Теперь, когда он сдержан таким образом – его аскеза подготовлена, чтобы он продвигался к более высоким ступеням, и не сворачивал обратно, к более низким вещам. Он выбирает уединенное место для сидения: в лесу, у подножия дерева, на склоне горы, в горном ущелье, или в пещере, или на кладбище, или на куче соломы в чистом поле. И вернувшись туда после хождения за подаянием, закончив прием пищи, он садится, скрестив ноги, сохраняя свое тело прямым, а свой ум бдительным и сосредоточенным. Отказавшись от жажды к мирскому, он пребывает с бесстрастным сердцем, и очищает свой ум от жажды. Отказавшись от изъяна недоброжелательности, он пребывает с сердцем, свободным от неприязни; с доброжелательностью и состраданием ко всем живым существам, он очищает свой ум от недоброжелательности. Отказавшись от лени и апатии, он пребывает свободным от них; восприимчивый к свету, с внимательностью и самообладанием, он очищает свой ум от лени и апатии. Отказавшись от волнений и тревог, он пребывает свободным от волнения; с сердцем, безмятежным внутри, он очищает свой ум от волнений и тревог. Отказавшись от сомнений, он пребывает в уверенности, оставив недоумение; он больше не испытывает неопределенности относительно того, что является благим, он очищает свой ум от сомнений.

Отбрасывая эти пять помех, и чтобы ослабить влияние грубых вещей, которые оскверняют сердце, он пребывает, делая свой ум наполненным доброжелательностью, распространяя ее на одну четверть мира, а также на вторую четверть мира, на третью, и на четвертую. И таким образом, весь обширный мир, вверху и внизу, везде и всюду он продолжает пронизывать мыслями, наполненными доброжелательностью, изобильной,  возвышенной и безмерной, свободный от ненависти и недоброжелательности.

Он пребывает, делая свой ум наполненным состраданием, распространяя его на одну четверть мира, а также на вторую четверть мира, на третью, и на четвертую…

Он пребывает, делая свой ум наполненным сорадованием, распространяя его на одну четверть мира, а также на вторую четверть мира, на третью, и на четвертую…

Он пребывает, делая свой ум наполненным невозмутимостью, распространяя ее на одну четверть мира, а также на вторую четверть мира, на третью, и на четвертую. И таким образом, весь обширный мир, вверху и внизу, везде и всюду он продолжает пронизывать мыслями, наполненными невозмутимостью, изобильной,  возвышенной и безмерной, свободный от ненависти и недоброжелательности.

Как ты думаешь, Нигродха, аскеза, исполняемая таким образом, делает по-настоящему чистым, или нет?

Воистину, Достопочтенный, аскеза, исполняемая таким образом, делает по-настоящему чистым и непорочным, это является высшим достижением и достижением сердцевины.

Нет, Нигродха, такая аскеза еще не является высшим достижением, это не достижение сердцевины, это только проникновение сквозь внутренний слой коры.

17

Выделено из темы "Понимание Первой Истины Арьев (три вида дуккхи)"

18

Antaradhana
Вы стремитесь достичь мира Брахмы?

19

Горсть листьев написал(а):

Antaradhana
Вы стремитесь достичь мира Брахмы?


Почему вы задаете такой вопрос? С чего вы это взяли? Я не стремлюсь к мирам брахм, а стремлюсь к ниббане.
Метта не ведет непосредственно к ниббане. Она ведет, максимум к мирам брахм, если удастся достигнуть джхан, и это, как я уже говорил, и доказал приведенной цитатой из сутты, не уникальная буддийская практика. К ниббане ведут четыре Истины Арьев: понимание тилакханы, патиччасамуппады, последовательная практика Пути Арьев, достижение высших знаний и освобождение посредством мудрости.

20

Antaradhana
Вообще, плохо мне понятно, что именно вы называете материализмом. Что это за воззрение такое? Можете в нескольких тезисах описать? Чтобы уточнить суть разговора.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Дискуссии о Дхамме » Смерть - как избавление + дискуссия о метте (выделено)