Буддизм тхеравады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Переводы, публикации, палийская терминология » Буддийские термины (пали)


Буддийские термины (пали)

Сообщений 21 страница 25 из 25

21

САМАДХИ (samādhi) — сосредоточение, медитация.

В буддийском контексте может использоваться в широком смысле, либо как фактор/способность сосредоточения, либо для обозначения медитативных практик, развивающих ум (совокупность самадхи), в которую входят 6, 7 и 8 ступени Восьмеричного Пути Арьев, а именно: правильные усилия (samma-vāyāma), правильная осознанность (samma-sati) и правильное сосредоточение (samma-samādhi). А также в узком смысле, как 8 ступень Пути (samma-samādhi), т.е. четыре джханы.

22

САНСАРА (saŋsāra или saṃsāra) — продолжение, круговорот.

Цикл рождений и смертей в трех областях существования (kāmaloka, rūpaloka и arūpaloka), который продолжается невообразимо длительное время, и начало которому не увидеть. "Монахи, эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа [начали] блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные жаждой". СН 15.1

Синоним к слову сансара - бхавачакка (bhavacakka) круг/колесо/цикл существования. В патиччасамуппаде - обозначается звеном bhava (существование, бытие).

23

АВИДЖА (avijjā) [а (отрицающая приставка) виджа (видение/знание)] к русскому языку ближе санскритское произношение 'авидья' — невиденье, неведение, невежество, незнание. Означает отсутствие высшего знания истины, реальности — т.е. четырех Истин Арьев, включающих тилакхану, патиччасамуппаду, ниббану и Восьмеричный Путь.

«Незнание страдания, незнание источника страдания, незнание прекращения страдания, незнание пути, ведущего к прекращению страдания: это называется невежеством, и таким образом человек погружён в невежество». СН 56.17

Авиджа — это корень сансары, первое звено патиччасамуппады. Из-за неведения Истины, существа рождаются и умирают с незапамятных времен, претерпевая неисчислимое количество страданий.

«Монахи, я не вижу какой-либо иной преграды помимо невежества, ограждённые которой, существа продолжают блуждать и скитаться [в круговерти перерождений] в течение долгого-долгого времени. Ограждённые преградой невежества, существа блуждают и скитаются в течение долгого-долгого времени». Ити. 1.14

Авиджа является причиной вхождения в различные неблагие состояния ума.

«Монахи, невежество является предтечей вхождения в неблагие состояния [ума], а вслед за ним идут бесстыдство и отсутствие боязни совершить проступок. В немудром человеке, погружённом в невежество, возникают неправильные воззрения. В человеке с неправильными воззрениями возникает неправильное устремление. В человеке с неправильным устремлением возникает неправильная речь. В человеке с неправильной речью возникают неправильные действия. В человеке с неправильными действиями возникают неправильные средства к жизни. В человеке с неправильными средствами к жизни возникает неправильное усилие. В человеке с неправильным усилием возникает неправильная осознанность. В человеке с неправильной осознанностью возникает неправильное сосредоточение». СН 45.1

Достигая плода сотапанны, ученик Благословенного пробивает "скорлупу" невежества, а Арахант полностью преодолевает невежество, побеждая его.

24

МАНАСИКАРА (manasikāra) — направление ума. Направление ума, может быть мудрым (yoniso manasikāra), либо немудрым (ayoniso manasikāra).

Мудрое направление ума — это направление ума на четыре Истины Арьев, на Дхамму во всех ее аспектах. Такое направление ума ведет к уменьшению неблагих умственных состояний, к арийским плодам, к ниббане.

Немудрое направление ума — это направление ума на чувственные удовольствия, и на различные мирские ситуации и явления. Такое направление ума ведет к увеличению неблагих умственных состояний: алчности, жадности, похоти, зависти, ненависти и т.д.

25

ДИТТХИ (diṭṭhi) — воззрения, взгляды. В более широком смысле — жизненная позиция. Это набор умственных конструкций ("линз", "фильтров", "призм" и "матриц"), сквозь который происходит восприятие, анализ и ранжирование информации. Сами эти конструкции, также заимствуются и формируются через восприятие.

1. micchā diṭṭhi — различные ложные воззрения.
Например, самые опасные pāpikā diṭṭhi — злые воззрения, когда считают, что причинять зло существам — это здорово и круто; или sakkāya diṭṭhi — воззрения, формируемые через полагание существования постоянной сущности (см. ДН 1); или нигилистические воззрения, когда считают, что нет ни каммы, ни перерождений, ни заслуг от благих дел. Эти диттхи нужно отбросить и искоренить.

2. sammā diṭṭhi — правильные, истинные воззрения.
Это, в первую очередь, уверенность в существовании каммы, заслуг и цикла рождений в небесных или мучительных мирах, в соответствии с плодами поступков: «Есть то, что дано; есть то, что предложено; есть то, что пожертвовано. Есть плод и результат хороших или плохих поступков. Есть этот мир, есть следующий мир; есть отец, есть мать, есть спонтанно рождающиеся существа. Есть жрецы и отшельники, которые посредством правильной жизни и правильной практики [истинно] провозглашают, что познали и засвидетельствовали самостоятельно этот мир и следующий» (АН 3.118). Вершиной правильных воззрений, являются четыре Истины Арьев — Дхамма, открываемая миру Пробужденными. Эти диттхи нужно взрастить и развить.

С вытеснения ложных воззрений из ума, и пропитывания его правильными воззрениями — начинается Восьмеричный Путь Арьев.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Переводы, публикации, палийская терминология » Буддийские термины (пали)