ДЖхАНА (jhāna) – медитация, но чаще означает глубокое медитативное состояние.
Будда называет джханами четыре определенные медитативные состояния, достигаемые сосредоточением на конкретном объекте медитации, например, на дыхании или непостоянстве. Эти состояния следуют одно за другим, и каждое следующее медитативное состояние – более утонченное, чем предыдущее.
Для достижения первой джханы необходимо преодолеть пять препятствий ниваран.
В Каноне четыре джханы описываются так:
«Отделенный от чувственных удовольствий, отделенный от неблагих качеств, монах входит и пребывает в первой джхане, сопровождаемой размышлениями и исследованием, сопровождаемой восторгом и блаженством, порожденными отстраненностью. Он заливает, пропитывает, насыщает и заполняет все тело восторгом и блаженством, порожденными отстраненностью так, что не остается ни одной части тела, незаполненной восторгом и блаженством, порожденными отстраненностью. Подобно тому, как искусный банщик, либо его ученик насыпал бы мыльный порошок на бронзовое блюдо и постепенно, опрыскивая его водой, перемешивал бы его, пока влага не зальет, не пропитает его изнутри и снаружи так, что мыльный комок сочится; точно также и монах заливает, пропитывает, насыщает и заполняет все тело восторгом и блаженством, порожденными отстраненностью так, что не остается ни одной части тела, незаполненной восторгом и блаженством, порожденными отстраненностью.
Далее, по мере того, как размышления и исследование успокаиваются, монах входит и пребывает во второй джхане, с внутренней ясностью, уверенностью и объединенным умом, с восторгом и блаженством, порожденными сосредоточением, без размышлений и исследования. Он заливает, пропитывает, насыщает и заполняет все тело восторгом и блаженством, порожденными сосредоточением так, что не остается ни одной части тела, незаполненной восторгом и блаженством, порожденными сосредоточением. Подобно тому, как может существовать озеро, не имеющее притоков с востока, запада, севера или с юга и не подпитывающееся дождями, воды которого пополняются ключами на дне, когда прохладная вода из глубинного источника, заливает, пропитывает, насыщает и заполняет озеро так, чтобы не осталось ни одной части озера, незаполненной прохладной водой; точно также и монах заливает, пропитывает, насыщает и заполняет все тело восторгом и блаженством, порожденными сосредоточением так, что не остается ни одной части тела, незаполненной восторгом и блаженством, порожденными сосредоточением.
Далее, с угасанием восторга, монах входит и пребывает в третьей джхане, с невозмутимостью и осознанностью, испытывая блаженство, о таком Благородные говорят: «Невозмутимый и осознанный, он пребывает в блаженстве». Он заливает, пропитывает, насыщает и заполняет все тело блаженством, лишенным восторга так, что не остается ни одной части тела, незаполненной блаженством, лишенным восторга. Подобно тому, как в пруду с голубыми, красными или белыми лотосами, некоторые лотосы, которые рождаются и растут в воде, могут цвести под водой, не поднимаясь из нее, а прохладная вода будет заливать, пропитывать, насыщать и заполнять их от корней до цветов так, что не остается ни одной части тех лотосов, незаполненной прохладной водой; точно также и монах заливает, пропитывает, насыщает и заполняет все тело блаженством, лишенным восторга так, что не остается ни одной части тела, незаполненной блаженством, лишенным восторга.
Далее, оставляя удовольствие и боль, оставляя радость и печаль, монах входит и пребывает в четвертой джхане, лишенный удовольствия или боли, с чистой осознанностью и невозмутимостью. Он сидит, заполняя тело очищенным, совершенным умом так, что нет ни одной части его тела, которая была бы незаполненной очищенным, совершенным умом. Подобно тому, как человек мог бы сидеть, с головы до ног покрытый белой тканью, так что не было бы ни одной части его тела, непокрытой белой тканью; точно также и монах сидит, заполняя тело очищенным, совершенным умом так, что нет ни одной части его тела, которая была бы незаполненной очищенным, совершенным умом».
Также в комментаторской литературе, джханами иногда называют и четыре бесформенные сферы, которые являются еще более утонченными медитативными состояниями.