Буддизм тхеравады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Практические вопросы » Цель буддийской практики


Цель буддийской практики

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Друзья, уместно ли говорить о постановке целей в практике Дхаммы? С одной стороны структурированность Б8П как-бы подталкивает к такому подходу: насколько я развил мудрость, или веру? Как долго мне практиковать до обретения плода Сотапанны? На каком этапе Пути я нахожусь и пр. Но разве не являются такие мысли проявлением страстного желания и цепляния? Можно ли говорить о практике Дхаммы, т.е. отпускания, угасания если мы мыслим категориями приобретения какого-то статуса или звания?
С другой стороны, не раз встречается в суттах фраза относительно Вступившего в поток, что если он захочет, то сможет сказать о себе так... и далее формулировка о вступившем в Поток...

Отредактировано Newin (2019-12-14 10:45:18)

2

Если это не превращается в нечто большее чем просто констатация неких простых фактов о состоянии намарупы с помощью языковых знаков для каких-то конкретных целей (например при вопросе от другого монаха, который хочет взять опрашиваемого в упаjjаю [наставник]) - то уместно. Если во время обзора собственных загрязнений нужно настроиться на конкретные пункты которые нужно вычеркнуть в рамках сеанса практики - то уместно. Ближайший пункт превращения "в нечто большее" - это в самомнение (8 окова), и необязательно в модусе возвеличивания аля "я лучше чем..." - себя-образа как  Достигшего Чего-то. Просто иметь статичную картину с припиской какого-то статуса в каком-то сообществе (даже без приставок "я лучше" или "я хуже") и загонять себя в её рамки, компульсивно всё прогонять у себя в уме через такую личностную призму "я, я, я, я и они" - это уже можно назвать прецедентом на загрязнение.

Однако это довольно тонкая и едва уловимая санкхара (т.е выстраивания из себя некого образа которому хочется соответствовать), однако устранять её нужно практически в последнюю очередь (ближе к плоду араханта), после недоброжелательности, жажды к существованию и чувственной жажды; тут она как бы может и помочь в качестве ресурса для целеполагания (но если это беспокоит вас здесь и сейчас - пожалуйста, устраняйте параллельно). Однако, всё же, это будет являться цеплянием за умственные конструкции за "образ". Вот здесь лежит компиляция сутт на эту тему.

Отредактировано Sunken (2019-12-14 11:23:50)

3

Newin написал(а):

Друзья, уместно ли говорить о постановке целей в практике Дхаммы?


Конечно, нужно иметь четкое представление (обретенное через анализ), что уже сделано, и что необходимо сделать в первую очередь в данное время. Усилий на все не хватит, поэтому их не нужно распылять. Принцип такой, что сначала устраняются наиболее опасные вещи, а затем, по мере их устранения, работают с менее грубыми омрачениями.

Но разве не являются такие мысли проявлением страстного желания и цепляния? Можно ли говорить о практике Дхаммы, т.е. отпускания, угасания если мы мыслим категориями приобретения какого-то статуса или звания?


В практике Дхаммы много узких мест, когда приходится проходить между "Сциллой и Харибдой", и в таких случаях нужно поступать наиболее взвешенно, рационально и мудро, помня о срединности, ведь многие вещи нужно сбалансировать. А стоит перейти черту баланса, и тогда снова начнутся возмущения, только уже на другой частоте.

4

Sunken написал(а):

Однако это довольно тонкая и едва уловимая санкхара (т.е выстраивания из себя некого образа которому хочется соответствовать), однако устранять её нужно практически в последнюю очередь (ближе к плоду араханта), после недоброжелательности, жажды к существованию и чувственной жажды; тут она как бы может и помочь в качестве ресурса для целеполагания (но если это беспокоит вас здесь и сейчас - пожалуйста, устраняйте параллельно). Однако, всё же, это будет являться цеплянием за умственные конструкции за "образ". Вот здесь лежит компиляция сутт на эту тему.


Мне кажется опасность такого подхода куда больше - сейчас полно интернет-буддистов, которые "обрели" джханы, или другие плоды. ))
За подборку сутт спасибо! Очень полезно

5

Antaradhana написал(а):

Конечно, нужно иметь четкое представление (обретенное через анализ), что уже сделано, и что необходимо сделать в первую очередь в данное время. Усилий на все не хватит, поэтому их не нужно распылять. Принцип такой, что сначала устраняются наиболее опасные вещи, а затем, по мере их устранения, работают с менее грубыми омрачениями.

Согласен, но очень уж часто видишь примеры тех, кто явно принимает желаемое за действительное. Увы, когда сам себе светильник и учитель легко впасть в заблуждение. Только после вступления на Путь появляется ясность, т.к. уже есть Зеркало Дхаммы, а до того все туманно и зыбко.
Antaradhana, пользуясь случаем хотел бы поблагодарить за Ваши сообщения здесь и на других форумах! Дар Дхаммы - превыше всех даров!  :)

6

Newin написал(а):

Согласен, но очень уж часто видишь примеры тех, кто явно принимает желаемое за действительное. Увы, когда сам себе светильник и учитель легко впасть в заблуждение. Только после вступления на Путь появляется ясность, т.к. уже есть Зеркало Дхаммы, а до того все туманно и зыбко.


Ну так с плохим учителем еще хуже может получиться: помимо впадения в заблуждения на свой счет, от чужих ошибочных или намеренно вводящих в заблуждение слов, еще и под чужое порочное влияние можно подпасть, и даже стать марионеткой в чужих играх. Поэтому так важна проверка учителя, наблюдение за ним в условиях длительного совместного проживания, чтобы увидеть, что он не лицемер, а также обязательна сверка его слов со словами Будды из сутт.

Нужно развивать предельную честность (потому что нечестный человек, в первую очередь обманывает самого себя), и не пренебрегать психоанализом, который включает разбор и критическую оценку прошлых ситуаций (через призму правильных воззрений (Дхаммы)), а также извлечение и распутывание всяких психических узлов, вплоть до самого раннего детства, а возможно даже, что вплоть до прошлых жизней. Психоанализ - важнейшая составляющая сатипаттханы и всей буддийской практики.

7

Antaradhana написал(а):

Нужно развивать предельную честность (потому что нечестный человек, в первую очередь обманывает самого себя), и не пренебрегать психоанализом, который включает разбор и критическую оценку прошлых ситуаций (через призму правильных воззрений (Дхаммы)), а также извлечение и распутывание всяких психических узлов, вплоть до самого раннего детства, а возможно даже, что вплоть до прошлых жизней. Психоанализ - важнейшая составляющая сатипаттханы и всей буддийской практики.

Познай себя и выкинь вон

8

Sunken написал(а):

Познай себя и выкинь вон


Выкидывать вон, следует неблагое поведение телом, речью и умом, а также килесы. Со всем остальным поступают мягче - отпускают, т.е. прекращают присваивать, хвататься и удерживать, так как это не тот случай, когда получится просто взять и выкинуть.

9

Antaradhana написал(а):

Ну так с плохим учителем еще хуже может получиться: помимо впадения в заблуждения на свой счет, от чужих ошибочных или намеренно вводящих в заблуждение слов, еще и под чужое порочное влияние можно подпасть, и даже стать марионеткой в чужих играх. Поэтому так важна проверка учителя, наблюдение за ним в условиях длительного совместного проживания, чтобы увидеть, что он не лицемер, а также обязательна сверка его слов со словами Будды из сутт.


Ну так Будда приветствовал такой подход, так что (если говорить про Тхераваду) в зависимость от учителя может впасть разве что тот, кто сам этого хочет.

Antaradhana написал(а):

Нужно развивать предельную честность (потому что нечестный человек, в первую очередь обманывает самого себя), и не пренебрегать психоанализом, который включает разбор и критическую оценку прошлых ситуаций (через призму правильных воззрений (Дхаммы)), а также извлечение и распутывание всяких психических узлов, вплоть до самого раннего детства, а возможно даже, что вплоть до прошлых жизней.


По поводу честности согласен. Насчет психоанализа и копания в детстве - в этом нет смысла для буддиста. Память точно так же безлична и изменчива - так что копание в ней не принесет пользы, лучше уделить время практике в настоящем.

10

Newin написал(а):

Ну так Будда приветствовал такой подход, так что (если говорить про Тхераваду) в зависимость от учителя может впасть разве что тот, кто сам этого хочет.

У всех людей разные волевые характеристики и соответственно, разный уровень самостоятельности в принятии важных решений. Есть люди, готовые все решать сами, не полагаясь на других; есть люди, прислушивающиеся к мнению других, прежде чем принять решение; а есть люди, склонные сильно полагаться на других. Во последнем случае, легко впасть в зависимость, и хорошо, если это окажется зависимость от учителя, который: 1. совершенно бескорыстен и не склонен использовать чужие слабости в своих целях; 2. достигший арийских плодов или хотя-бы хороший знаток Дхаммы, который не собьет учеников с Пути, в силу собственных заблуждений; 3. способный к преподаванию. 

Насчет психоанализа и копания в детстве - в этом нет смысла для буддиста. Память точно так же безлична и изменчива - так что копание в ней не принесет пользы, лучше уделить время практике в настоящем.

Вот откуда вы это берете? Из нью-эйджа и попсовых майндфулнесс-тренингов, где рассказывают про здесь-и-сейчас?

1. Памятование (вспоминание) и прорабатывание прошлых ситуаций - это важнейшая составляющая сати.

"И что такое качество осознанности? Вот монахи, ученик Благородных внимателен, крайне осознан и проницателен, запоминает и способен вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно. Он пребывает в созерцании тела в теле… чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и недовольство к миру. Это называется качеством осознанности". СН 48.10

"Он осознан, наделён превосходной сноровкой в осознанности, помнит и способен вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно". МН 53

2. Вспоминание прошлых рождений - является одним из трех высших знаний. По вашему - это пустая трата времени на копание в прошлом?

Сати практикуется не только по отношению к настоящему, но также по отношению к прошлому и к будущему (в форме предвидения, прогнозирования), и не только по отношению к внутреннему, но и по отношению к внешнему (действия других существ). Сати - как первый фактор пробуждения, в практике сатипаттханы, сочетается со вторым фактором (дхамма вичайя), при этом формируется способность к анализу и видению явлений через призму Дхаммы, что необходимо для обретения знания и видения. Только лишь отстраненное наблюдение явлений в настоящем времени, без их глубокого анализа, выводов и последующей корректировки - это не буддийская практика, а что-то из адвайты, нью-эйдж и майндфулнесс-тренингов.

11

Antaradhana написал(а):

1. Памятование (вспоминание) и прорабатывание прошлых ситуаций - это важнейшая составляющая сати.

"И что такое качество осознанности? Вот монахи, ученик Благородных внимателен, крайне осознан и проницателен, запоминает и способен вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно. Он пребывает в созерцании тела в теле… чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и недовольство к миру. Это называется качеством осознанности". СН 48.10

"Он осознан, наделён превосходной сноровкой в осознанности, помнит и способен вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно". МН 53


Antaradhana в таком случае как я понял, вы наверное имеете ввиду самоанализ а не психоанализ - метод и теория З. Фрейда. :)  Хотя опять же - не припомню чтобы Будда именно так объяснял качество осознанности (из приведенной цитаты этого тоже не следует) - как необходимость распутывать "всяких психических узлов, вплоть до самого раннего детства" все эти узлы возникли под влиянием причин и условий, актуальных в тот момент, и в этом смысле ничего нового там не обнаружить.

Antaradhana написал(а):

2. Вспоминание прошлых рождений - является одним из трех высших знаний. По вашему - это пустая трата времени на копание в прошлом?

Так ведь вспоминание прошлых жизни - это уже одна из иддхи, развить которую способен тот, кто стоит "на пороге Ниббаны". Что там "без пяти минут Арахант" должен накопать, как это повлияет на реализацию Пути? :)

12

Newin написал(а):

Antaradhana в таком случае как я понял, вы наверное имеете ввиду самоанализ а не психоанализ - метод и теория З. Фрейда.

Речь идет об анализе психики, глубокой рефлексии, а не о конкретном методе З.Фрейда. Прорабатываются омрачения, разбираются прошлые ситуации, в которых эти омрачения возникали, вспоминается, как возникали эти омрачение, какими телесными ощущениями сопровождались, анализируется, как запускаются реакции, как мы действуем в различных ситуациях на автомате, в соответствии с устоявшимися шаблонами/программами. Также прошлые ситуации могут пересматриваться с разных точек зрения и т.д. Определяются склонности характера, личная предрасположенность к тем или иным омрачениям. Затем вырабатываются способы противодействия омрачениям и преодоления шаблонов, конкретная стратегия, с учетом индивидуальных особенностей. Также вспоминаются неблагие поступки, в которых следует раскаяться, это нужно для того, чтобы отпустить эти ситуации. Также в практике пересмотра прошлого откроются корни, из которых произрастают многие неблагие склонности, это поможет бороться с ними, а также станет видна их заимствованная природа, все неблагое однажды было от кого-то почерпнуто. И т.д. и т.п. Все это нужно для того, чтобы лучше понять, что такое психика и ее взаимосвязь с телом в динамике, и как было сказано выше, для проработки индивидуальной картины. А сатипаттхана в каждый момент времени - это уже высший пилотаж.

Так ведь вспоминание прошлых жизни - это уже одна из иддхи, развить которую способен тот, кто стоит "на пороге Ниббаны". Что там "без пяти минут Арахант" должен накопать, как это повлияет на реализацию Пути?

Чтобы начать прошлые жизни вспоминать, нужно много усилий в этом направлении приложить, при этом не пребывая здесь и сейчас ;)

13

Возвращаясь к первому сообщению топика, периодически практик должен пересматривать, насколько он преодолел пять помех, насколько у него развиты пять сил, пять качеств и семь факторов пробуждения, насколько он продвинулся в практике четырёх основ осознанности, четырёх правильных усилий, четырёх основ сверхъестественной силы и восьмеричном пути.


Вы здесь » Буддизм тхеравады » Практические вопросы » Цель буддийской практики